В предыдущей статье
описывался метод получения от лошади максимального прыжка с помощью
специализированных клавиш. Данная статья служит вступлением к теории,
как и почему топ-спортмены добиваются максимальной производительной
работы от лошади на маршрутах Гран-При с помощью специализированной
ездовой работы.
Спрямляя конкурную лошадь на галопе, топ-спортсмены преследуют иную цель, нежели ту, что ставят перед собой менее опытные всадники. Начинающие видят в этом лишь путь к контролю над лошадью. Но существует парадокс: У лучших мировых лошадей проблем с управляемостью нет, т.к. животных, нежелающих прыгать самостоятельно, элита выбраковывает. Однако и чутких честных лошадей маститые всадники спрямляют. И чем выше маршрут – тем с большим рвением.
Секрет прост. Он редко озвучивается специалистами в нашей стране, но постоянно указывается как основополагающий на зарубежных лекциях, посвященных подготовке лошади к уровню Гран-При.

Дело в том, что при боковом сгибании лошади из полноценной работы выключаются внешние конечности. Эффект усиливается растяжением с той же стороны боковых мышц корпуса и потерей ими тонуса. Ошибочно полагать, что противоположные конечности и боковые мышцы скомпенсируют общую потерю мощности. При длительной работе это скорее приведет к их перенапряжению и получению травм двигательного аппарата. Для идеомоторного восприятия дисбаланса нагрузок лошади при боковых сгибаниях достаточно представить отжимание человека от пола на одной руке. Усиление нагрузок отдельной группы мышц хорошо для общей физической подготовки на тренировках, но никак не для демонстрации максимального результата на маршруте.
Использование подобной техники приводит к различиям в траекториях, используемых на перепрыжке и на основном маршруте. Но это тема отдельной статьи и будет рассмотрена в будущем.
Спрямляя конкурную лошадь на галопе, топ-спортсмены преследуют иную цель, нежели ту, что ставят перед собой менее опытные всадники. Начинающие видят в этом лишь путь к контролю над лошадью. Но существует парадокс: У лучших мировых лошадей проблем с управляемостью нет, т.к. животных, нежелающих прыгать самостоятельно, элита выбраковывает. Однако и чутких честных лошадей маститые всадники спрямляют. И чем выше маршрут – тем с большим рвением.
Секрет прост. Он редко озвучивается специалистами в нашей стране, но постоянно указывается как основополагающий на зарубежных лекциях, посвященных подготовке лошади к уровню Гран-При.
Дело в том, что при боковом сгибании лошади из полноценной работы выключаются внешние конечности. Эффект усиливается растяжением с той же стороны боковых мышц корпуса и потерей ими тонуса. Ошибочно полагать, что противоположные конечности и боковые мышцы скомпенсируют общую потерю мощности. При длительной работе это скорее приведет к их перенапряжению и получению травм двигательного аппарата. Для идеомоторного восприятия дисбаланса нагрузок лошади при боковых сгибаниях достаточно представить отжимание человека от пола на одной руке. Усиление нагрузок отдельной группы мышц хорошо для общей физической подготовки на тренировках, но никак не для демонстрации максимального результата на маршруте.
При прохождении
маршрутов Гран-При, фактор спрямленности слошади, а значит и
максимального использования силы всех четырех ног, выходит на первый
план. Любая одна мышца, выключенная из работы, станет причиной
общего «недотягивания» комплексной двигательной функции до максимума,
требуемого Гран-При. Если лошадь имеет запас сил, то он израсходуется
уже на первой половине дистанции.
Этот же фактор объясняет
существенное различие тактик прохождения основного маршрута и
перепрыжки. Для чистого и быстрого прохождения маршрута используются не
только разные траектории и скорости передвижения, но и разные стили
ведения лошади.
Давайте обо все по порядку. По мнению ведущих
спортсменов, таких как Людгер Бербаум, Маркус Энинг, Ян Милар, Пит
Реймейкер, Алоис Полман и др., конкурная лошадь должна «нести» себя сама
на всех четырех ногах с равным напряжением. Нагрузка на левые и правые
ноги должна распределяться строго равномерно. Как уже говорилось, при
тяжелой работе смещение нагрузки в сторону не компенсируется лошадью,
но перенапрягает ее, а при критических нагрузках и надрывает активные
мышцы. Половина прыжков, совершаемая по инициативе лошади на край
барьера объясняется желанием лошади сбалансировать толчковую нагрузку
левых и правых ног. Если лошадь тяготеет к прыжкам в один определенный
край барьера, то это, скорее всего, результат неправильной работы самого
спортсмена с развитием двигательного аппарата лошади или его врожденных
дефектов. Однако часто неквалифицированные специалисты путают такую
балансировку животного с тенденцией к обвозам. Выпряление прыжка должно
проводится не за счет установки заложений с проблемной стороны барьера, а
за счет постановки лошади качественного спрямленного галопа.
Баланс
напряжения передних и задних конечностей также должен соблюдаться.
Примерно 60% веса несут задние ноги, 40% - передние. Это связано с тем,
что задние ноги лошади значительно сильнее передних. При такой
развесовке в целом соблюдается равная загруженность всех четырех ног.
Перенося вес на передние ноги лошади, Вы перенапрягаете их, а также
выключаете из работы задние конечности, и наоборот.
Как и в случае с
боковым смещением, продольный дисбаланс нагрузок при работе на маршруте
Гран-При лошадью не компенсируется без потери общей мощности и
свежести.
Количество времени, уделяемое спрямлению лошади на
галопе прямо пропорционально классу спортсмена. Это объясняется тем, что
начинающие спортсмены видят смысл спрямления только в управлении. С
обретением лошади выезженности неопытные всадники более снисходительно
относятся к скривленному позвоночнику, полагая, что главную проблему
(управляемость) они уже решили, и тем самым закрывают путь к спорту
высших достижений.
Между тем, самая интересная и высококлассная работа с прямой лошадью только-только начинается, когда дело доходит до Гран-При.
Выступая
в основном маршруте Гран-При, спортсмену необходимо гарантировано
получать всю мощность лошади на протяжении всей дистанции. Для этого
необходимо заставить лошадь проходить всю дистанцию на прямом галопе
всеми четырьмя ногами равномерно, даже в поворотах. Ни на миг, ни одна
нога лошади не должна отрабатывать за себя и за «ту ногу».
При
прямолинейном движении управление лошади производится вполне
классическим образом. Разница в ведении лошади на основном маршруте
Гран-При проявляется при изменении направления движения. Все повороты
исполняются без традиционного бокового сгибания корпуса, а иногда и без
постановления головы лошади. Лошадь поворачивают скорее пируэтом,
переступом нежели соблюдают дугообразную линию. Со стороны неопытному
всаднику такое исполнение кажется ездой плечом с внешним постановление
головы лошади. Однако ничего общего с этим действия всадника не имеют.
Все чего добивается топ-спортсмен – заблаговременное приведение лошади к
«старту на барьер» в строгом прямом положении.
При прохождении
поворотов на скривленной лошади теряется неоправданно много времени на
приведение лошадь в прямое положение, мобилизацию и группировку перед
барьером. Кроме того, постоянная коррекция корпуса, периодичность
мобилизации и группировки изматывают лошадь сильнее стабильного
энергичного хода на прямом галопе.
Важность постоянно спрямленного
тела лошади на основном маршруте Гран-При также объясняется
необходимостью постоянной готовности к расширению галопа в любой точке
маршрута. Скривленная лошадь не способна к моментальной эффективной
прибавке галопа, а ведь часто осознание расчета приходит «вдруг». Чем
раньше лошадь сможет отреагировать на принятие решения о прибавке, тем в
более выгодной позиции окажется спортивная пара.
Использование подобной техники приводит к различиям в траекториях, используемых на перепрыжке и на основном маршруте. Но это тема отдельной статьи и будет рассмотрена в будущем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий